Эковичок
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Также программа включает в себя показатели результативности реализации программы (модель предполагаемого результата по образовательным задачам)
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Ещё она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.
Программа способствует формированию активной жизненной позиции детей, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, детям богатейший материал.
Активизации деятельности детей в детском объединении «Друзья природы» способствует разнообразие форм работы: занятие коллективные творческие работы завершают выставки, викторины, экологические праздники, изготовление проектов.
Программа занятий
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1» с. Марёво
ПРИНЯТО: Протокол заседания Педагогического совета №3 от 31.05.2021 |
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №29 от 31.08.2022 Заведующая МАДОУ «Детский сад №1» с. Марёво О.А. Андреева |
ПРОГРАММА
«Эковичок»
(естественнонаучная направленность)
для детей – 5-7 лет
Один год обучения
Автор:
Иванова Светлана Валерьевна
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни.
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. В раннем детстве необходимо формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы.
Особая восприимчивость, эмоциональность и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в учреждениях дополнительного образования.
В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия.
Создание данной программы является наиболее актуальной в данный момент, особенно для воспитания детей дошкольного возраста – как первого звена непрерывного экологического образования. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Экологическое воспитание у детей означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Прежде всего, детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система этих знаний.
Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.
Данная программа экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка:
- интеллектуальное (расширяется кругозор, развивается сенсорика, дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ);
- развитие моральных качеств: сочувствие, сопереживание, забота;
- эстетическое развитие (умение видеть прекрасное в окружающей природе и отображать это в рисунках, композициях и т.д.).
У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной; многие животные ведут наземный образ жизни).
О лесе, парке, луге, водоеме, болоте и т.д. нужно дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и средой их обитания. В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.
У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.
Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции.
В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.
Выполнение различных заданий доказывает, что отношение дошкольников к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.
Новизна
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Также программа включает в себя показатели результативности реализации программы (модель предполагаемого результата по образовательным задачам)
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Ещё она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.
Программа способствует формированию активной жизненной позиции детей, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, детям богатейший материал.
Активизации деятельности детей в детском объединении «Друзья природы» способствует разнообразие форм работы: занятие коллективные творческие работы завершают выставки, викторины, экологические праздники, изготовление проектов.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.
Данная общеразвивающая программа обеспечивает условия для ознакомления детей дошкольного возраста с флорой и фауной уральских лесов, а также способствует ранней социализации дошкольников. Способствует формированию и расширению знаний о целостной картине мира.
Отличительные особенности данной ДОП программы:
Данная программа способствует более эффективному развитию детей через экологизацию предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри нашего Центра, так и за его пределами. Через данную программу вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту и в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы.
Формирование основ экологической культуры у детей—дошкольников происходит в играх, во время наблюдений и в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами.
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.
Уровень освоения ДОП
Для отслеживания результатов усвоения программы используются следующие методы: опрос, беседа, викторина, экологические игры. Результатом использования данных методов являются участие в природоохранных операциях, выставках и конкурсах. Оценка подготовленности проводится в начале обучения (входной контроль), в течение курса (промежуточный контроль) и в конце обучения (итоговый контроль).
Цель программы привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи:
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие - умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
- развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- формирование навыков рационального природоиспользования;
охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Для решения поставленных задач используются педагогические технологии, такие как: Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), технология исследовательского (проблемного) обучения, коммуникативная технология обучения (Г. Лозанов), игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.).
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы, условия набора в коллектив
В детское объединение зачисляются дети в возрасте от 5 до 7 лет, без предъявления требований к уровню образования, на основе свободного выбора, исходя из его интересов, потребностей и способностей.
Зачисление осуществляется октября текущего года, а также дополнительный прием – в течение года.
Расписание занятий детского объединения составляется с учетом создания наиболее благоприятного режима образовательного процесса для учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, пожеланиями их родителей.
Количество часов занятий в объединении в течение учебного года определяется учебно-тематическим планом образовательной общеразвивающей программы педагога.
Наполняемость в группах составляет не более 20 человек, также определяется Уставом ОУ, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности.
Комплектование в группы обучающихся позволяет руководителю построить свое занятие соответственно их возрастным особенностям, выбирать методику проведения занятий, рационально планировать время для теоретических и практических занятий.
Предполагаемый состав групп
Состав группы входят дети одного возраста. В таких группах складывается наиболее оптимальная и комфортная обстановка. Набор групп производится на свободной основе.
Срок реализации ДОП
Данная дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год обучения. Она предназначена для учащихся дошкольного возраста (5-7 лет). Кратность занятий в неделю и их рекомендуемый режим занятий регулируется нормами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Рекомендуемая продолжительность занятий 30 минут. Для детей дошкольного возраста – max нагрузка 36 часов.
Направленность объединения |
Число занятий в неделю: |
Число и продолжительность занятий в день: |
Естественнонаучная |
2 |
1 занятие по 30 мин |
Срок реализации программы
Год обучения |
Часов в неделю |
Кол-во недель в году |
Всего часов в год |
1 |
2 |
36 |
72 |
Формы учебных занятий:
А) занятия в групповом помещении
- тематические;
- игровые;
- итоговые или контрольные.
Б) занятия вне учебного кабинета:
- экскурсии;
- практические занятия «на местности».
Педагогические технологии и методы обучения
Методы обучения:
- Словесные методы обучения (объяснение, беседа, рассказ, диалог и др.).
- Методы практической работы: (создание гербариев, творческие работы и др.).
- Наглядный метод обучения.
- Метод наблюдения (запись наблюдений, зарисовка, рисунки и др.).
Педагогические технологии:
- Технология развивающего обучения
- Коммуникативные образовательные технологии
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология мастерских
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие технологии
Ожидаемые результаты освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы
Результат обучения включает в себя не только предметные знания, умения и навыки, но и сформированные универсальные учебные действия (УУД).
Личностные УУД:
Обучающийся научится:
- сопереживать и заботиться о живых объектах;
- занимать активную позицию по охране природы;
- активно принимать участие в экологических и природоохранных мероприятиях;
Обучающийся научится:
- составлять план своих действий во время творческой работы;
- уметь находить причинно-следственные связи в природе;
- составлять экологические модели, трофические цепи
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- вести фенологические наблюдения;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- различать методы познания окружающего мира;
- выявлять особенности разных природных объектов.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- работать в группе;
- проявлять социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- слушать и вступать в диалог;
- выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми;
- формировать ценностные установки по отношению к явлениям и процессам природы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Мой родной край»
№ |
Наименование темы |
Общее кол-во часов |
теория |
практика |
Раздел №1: Растения Новгородской области |
||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Приметы о природе. |
3 |
1 |
2 |
3 |
Экскурсия в лес |
2 |
0 |
2 |
4 |
Плоды и семена. |
4 |
1 |
3 |
5 |
Деревья. |
4 |
1 |
3 |
6 |
Экскурсия в парк |
2 |
0 |
2 |
7 |
Кустарники. |
4 |
1 |
3 |
8 |
Травы. Первоцветы. |
3 |
1 |
2 |
9 |
Экскурсия на берег речки |
2 |
0 |
2 |
10 |
Растения водоемов. |
4 |
1 |
3 |
11 |
Растения Красной книги Новгородской области. |
4 |
4 |
|
12 |
Экскурсия в библиотеку |
2 |
0 |
2 |
10 |
Заключительное занятие. |
1 |
- |
1 |
Итого: |
36 |
6,5 |
29,5 |
|
Раздел № 2: Животные Новгородской области |
||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Разнообразие животных области. |
6 |
1 |
5 |
3 |
Птицы |
5 |
1 |
4 |
4 |
Хищники |
6 |
1 |
5 |
5 |
Травоядные |
5 |
1 |
4 |
6 |
Насекомые |
5 |
1 |
4 |
7 |
Жители водоемов |
3 |
1 |
2 |
8 |
Животные Красной книги. |
4 |
4 |
|
9 |
Заключительное занятие. |
1 |
- |
1 |
Итого: |
36 |
6,5 |
29,5 |
|
Всего: |
72 |
13 |
59 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мой родной край»
Раздел № 1 Растения Новгородской области
- Вводное занятие.
Организационные вопросы. Техника безопасности и правила поведения при проведении занятий в детском объединении. Введение в растительный мир.
Практическая часть: Основные понятия вводятся в виде викторины или игры.
- Приметы о природе. Приметы времен года. Народные приметы.
Практическая часть: Создание «дневника наблюдений за природой» в виде рисунков (входной контроль).
- Плоды и семена.
Разнообразие семян в природе и различные способы переселения растений.
Практическая часть: Творческая мастерская. Оформление коллекций семян и поделки из семян. Природоохранная операция «Семечко». Выставка поделок.
- Деревья.
Знакомство с лиственными, хвойными, ягодными породами деревьев.
Практическая часть: Изготовление аппликаций «Разнообразие деревьев».
- Кустарники.
Знакомство с основными кустарниковыми породами – шиповник, калина, боярышник, можжевельник.
Практическая часть: Творческая мастерская- работа с плодами (промежуточный контроль).
- Травы. Первоцветы.
Лекарственные и ядовитые травы. Знакомство с основными первоцветами. Демонстрация гербариев лекарственных и растительных трав.
Практическая часть: Экологическая игра – «Что вы знаете о травах». Творческая мастерская из природных материалов.
- Растение водоемов.
Знакомство с основными растениями водоемов: осока, рогоз, камыш, различные виды водорослей.
Практическая часть: Создание композиции «Растительный мир в воде»
- Растения Красной книги.
Практическая часть: Просмотр фильма Красная книга Новгородской области (растения). Изготовление мини книжки «Растения Новгородской области».
- Заключительное занятие
Проводится в виде игрового занятия «Лесные тайны» 1 часть (итоговый контроль).
Раздел № 2 Животные Новгородской области.
Вводное занятие.
Проводится беседа «Животный мир». Конкурс зоологического рисунка.
- Разнообразие животных Новгородской области.
Просмотр наглядных пособий. Знакомство с разнообразием животных Урала.
Практическая часть: Викторина «Прогулка по лесу» (входной контроль). Лепка из пластилина на тему «Разнообразие животных области».
- Птицы.
Знакомство с основными птицами новгородских лесов. Хищные и насекомоядные птицы.
Практическая часть: Поделка из природных материалов. Природоохранная операция «Кормушка».
- Хищники.
Крупные и мелкие хищники леса. Хищники, живущие в воде. Насекомоядные животные. Биологические особенности. Их значение в природе.
Практическая часть: Оформление альбома животных (рисунки по трафаретам).
- Травоядные.
Знакомство с травоядными животными . Биологические особенности и значение в природе.
Практическая часть: Викторина «Найди животное» (промежуточный контроль)
- Насекомые.
Знакомство с насекомыми . Биологические особенности и значение насекомых в природе
Практическая часть: Экологическое лото «Насекомое или животное?».
- Жители водоемов.
Рыбы. Раки и их роль в очистке воды. Лягушки. Биологические особенности и их роль в природе.
Практическая часть: Изготовление макета «Водоем». ЭКОлото «Животные водоемов».
- Животные Красной книги.
Практическая часть: Просмотр фильма Красная книга Новгородской области (животные). Изготовление мини книжки «Животные нашей области».
- Заключительное занятие.
Проводится в виде викторины «Лесные тайны» 2 часть (итоговый контроль).
Итоговое праздничное мероприятие «Мой родной край».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми - Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников
- Подъякова Н.Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников. Скоробогатовой Т.Я. Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
- Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»